Нам все еще не верится, но вот он – наш такой маленький, и уже такой взрослый первоклассник. Как хочется ему помочь, защитить, уберечь от сложностей школьной жизни, чтобы каждый день был праздником, но… Нельзя. Именно сейчас наш малыш учится быть самостоятельным, привыкает решать поставленные перед ним все более сложные задачи, организовать себя и соизмерять свои силы и возможности. Наша же задача – не помешать, а поддержать. Попробуем проанализировать поведение родителя первоклассника и избежать некоторых классических ошибок.
Уроки и внеклассные задания
Как бы много ни занимался ребенок подготовкой к школе, сколько бы ни посещал клубов, курсов, кружков и секций в дошкольном возрасте, такого обилия домашних заданий и самостоятельной работы у него не было никогда. Каждый день пополняется дневник, может меняться расписание, даются задания для внеклассной работы… Конечно, преподаватели в первые месяцы не требуют от первоклашек самостоятельного ведения дневника, сообщают домашние задания скорее родителям, чем детям. Но все же уже сейчас ребенок привыкает к режиму “изучение материала в школе – подготовка домашних заданий дома”.
Постарайтесь привлекать ребенка к запоминанию того, что задано на следующий урок, уже сейчас. Даже если вместо дневника у вас пока что собственный ежедневник или фотография вывешенного учителем домашнего задания на своем мобильном. Обращайтесь к ребенку перед выходом из школы: “А мы записали домашнее задание? Сколько было предметов? Ты помнишь, что задавали?” Читайте вслух то, что записали или сфотографировали, просите малыша запомнить заданное, подсчитайте, сколько уроков нужно будет сделать сегодня вечером.
Дома, начиная готовить уроки, не зачитывайте ребенку сразу же все заданное. Сначала попросите самостоятельно вспомнить, только потом подскажите то, что он забыл. Хвалите за старание.
Ни в коем случае не делайте уроки за ребенка!!! Вы не помогаете ему этим, вы портите ему жизнь. Это аксиома.
Не настраивайтесь долго “делать уроки с ребенком”. Обсудите задание. Попросите малыша рассказать, как именно он собирается его выполнить. Попросите показать вам готовое. И… уйдите. Дайте ему время и место для самостоятельной работы. Пусть лучше потом нужно будет переделать, потратить немного больше времени, но ребенок уже будет шаг за шагом учиться самостоятельности оценивать свои силы и возможности.
Во многих школах сейчас раз в месяц или чаще младшим школьникам дают задания для самостоятельной подготовки доклада. Это могут быть простые рассказы, такие, как “Познакомьтесь, это я”, “Рассказ о моей семье”, “Мое любимое животное”. В интернете представлены десятки шаблонов стенгазет на эти темы, куда достаточно просто вклеить фото, сотни стандартных рассказов, которые просто нужно заучить наизусть, но… Проявите терпение. Никто не ожидает, что ребенок самостоятельно изрисует формат А портретами своих родственников, но и не для того даются эти задания, чтоб мама с папой что-то выкачали из сети.
Расчитайте время до сдачи самостоятельной работы. Постарайтесь вписать в свое расписание всего лишь 15 минут каждый день: сначала на обсуждение с ребенком заданной темы, потом на выбор средств ее реализации, затем уже – на проработку деталей, будь то наклейка фото на ватман, карандашные рисунки или подготовка простенькой презентации в специальной компьютерной программе. Помогайте ему, а не делайте за него! И не приучайте с первых же дней в школе к тому, что все можно найти готовеньким.
Собираемся в школу
“Я все сделаю сама, так будет в десять раз быстрее!” Знакомый мотив? Все мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда явно быстрее и проще сделать что-то за ребенка, чем ждать, пока он справится сам. Мамы утешают себя тем, что, мол, уроки-то чадо делает самостоятельно, но с портфелем-то пока и я могу повозиться. А вот и неправильно. Это для нас дело полутора минут взглянуть на расписание, бросить в ранец нужные вещи и подготовить все к завтрашнему выходу из дома. Но эти навыки – не врожденные, и ими тоже нужно овладеть с практикой.
Собирайте портфель вместе. Прочтите вместе вслух расписание, обговорите, что нужно положить для каждого из предметов. Спустя какое-то время начинайте самоустраняться от этой задачи – просто напоминайте ребенку расписание и просите затем показать, как он собрал вещи. Добавьте самостоятельности, когда сборы не будут представлять сложности: поручите малышу протереть портфель от загрязнений, предлагайте выносить его в прихожую с вечера, чтоб утром просто подхватить и выйти. Превращайте даже сборы в веселую игру, с призами и поощрениями.
Еще один шаг к целому комплексу очень полезных во взрослой жизни навыков: умение подготовить одежду и обувь с вечера. Вместе поинтересуйтесь прогнозом погоды, решите, что завтра надеть, всей семьей посвятите пять минут чистке обуви и верхней одежды с вечера. Действуйте собственным примером – поверьте, вам утром тоже собраться будет намного проще, если одежда, обувь, сумка готовы с вечера.
Самостоятельность – стиль жизни, а не еще один школьный урок
Именно сейчас самое время подумать о самостоятельности малыша во всех прочих жизненных отраслях. Да, он еще слишком мал, чтобы ходить на кружки самостоятельно – но вы уже можете доверить ему самостоятельно выбрать место, куда ходить! То есть, даже если вы считаете жизненно важным для него изучение музыкальной грамоты, а ребенок хочет танцевать и заниматься английским – прислушайтесь! Может, вы и правы, может, ему на самом деле нужна музыка, а не английский или наоборот – но прийти к этому решению маленький взрослый человек должен самостоятельно.
И – в качестве заключения. Вспомните себя в детстве, в первом классе, в начальной школе. Как хотелось самостоятельности, как хотелось взрослости. Помогите ребенку пройти через этот этап с пользой, вынести массу полезных навыков и новых умений, а не просто уверенность, что родители все за него решат и сделают. Сейчас такой маленький, и, кажется, еще не смышленыш – совсем скоро он уже ваш лучший друг и равноправный член сплоченной команды под названием “наша семья”. Каким вы хотите видеть его в этой роли – полностью зависящим от вас и беспомощным, или же уверенным и независимым человеком? Эти жизненно необходимые качества характера закладываются с раннего детства, а не появляются одновременно с паспортом. Подумайте об этом. И – удачи!