pravoslavnoe-vospitanieРождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православной семье это событие воспринимается не так, как в светской. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

крещение;

миропомазание;

причащение;

воцерквление.

Только родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому году рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Участие детей в ежедневном труде – неотъемлемая часть православного воспитания. Каждый ребёнок в семье выполняет обязанности, посильные по возрасту: кто-то убирает за собой игрушки, а кто-то моет посуду и участвует в готовке.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с самого раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православным воспитанием, ведь каждому церковному празднику соответствует традиционная поделка.

На этих фундаментальных принципах строится воспитание до 3 лет. Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развивается мышление и эстетический вкус.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится трудовому воспитанию: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, ежедневный труд не имеет: это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, но как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не чувство вины, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении и взаимоотношениях с окружающими.

А как же творческое развитие личности? – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш из православной семьи занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творческому развитию.

Так, православное воспитание детей дошкольного возраста с самого рождения строится на развитии прежде всего творческого мышления.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение православных праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха, Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, поделок-ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику, эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единства со своей семьей – именно того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальная творческая сила, которая оказывает огромное влияние на развитие детской души.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего члена семьи, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой гармоничной взрослой жизни

Обучение детей православной культуре необходимо. Обращение к корням, о которых все чаще задумываются современные педагоги, психологи и просто обеспокоенные «падением нравов» родители, немыслимо без знания основных элементов православной культуры. Мы все чаще говорим о том, как важно воспитывать детей в традициях православия, надеясь уберечь наследников от цинизма, растления, эгоцентризма, непочтительности, хамства, инфантильности и безответственности.

Знать о традициях и следовать им не одно и то же. Именно поэтому следует понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это прежде всего следование нормам и канонами тысячелетней христианской веры.

Традиции православного воспитания детей в семье произрастают из трех основных положений:

Семью в православии объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в православной семье необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненными испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный вектор развития. Важно не столько творческое развитие, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки.