“Действуя из лучших побуждений, родители часто оказывают такое сильное давление на ребенка,
что парализуется всякая его инициатива.”
(Карен Хорни)
Родители очень часто задаются вопросом: «Как заставить ребенка делать…?» Дальше может идти длинный перечень, но одним словом — то, что ребенок делать не хочет. Православные же родители, стараясь привить ребенку послушание, часто жалуются «Мы уже и ремнем бъем, но он не реагирует, лежит и ждет когда закончим», или «До того, как мы его не били, он дружил с детками во дворе, а теперь их бьет» (ребенок переживает свое чувство унижения, пытаясь унизить других. Что-то вроде «дедовщины»).
В связи с этим хотелось бы поделиться с родителями веселыми и интересными методами побуждения ребенка делать то, что необходимо.
Ребята и зверята
Игра во все времена считалась методом воздействия и коррекцией поведения детей. Например, 5-летняя Маша не любила есть овощи и фрукты, хотя ее 3-летний брат с удовольствием грыз морковку и яблоки. Но Маша очень любила играть со зверюшками и самой побыть кем-нибудь из них. То она была собачкой, то зайчиком, то скакала по квартире галопом, как лошадка. Мама решила подключиться к игре дочки и сказала, что она мама-кролик. Вместе с дочкой они «погрызли» травку на зеленом коврике, «попили» родниковую водичку из голубого полотенца, а потом мама-кролик сказала, что все кролики любят яблочки и морковку, особенно, когда они нарезаны маленькими кусочками и поставила перед дочкой тарелочку с лакомством. «Кролик», на удивление все это сгрыз, только что добавки не попросил. Теперь маме оставалось только выбирать животных, которые питаются нужными ей продуктами.
… Маленькой Люде ортопед назначил коррекционную ходьбу, Все как обычно на носках, на пятках и т.д. Но Люде это занятие казалось слишком нудным. Тогда мама посадила вокруг нее игрушки и попросила, чтобы Люда показала им, как надо правильно ходить, чтобы были здоровыми ножки, а через неделю Люда и ее «ученики» уже выступали на арене воображаемого цирка, показывая чудеса хождения на носках и пятках.
Поезд со сказками
Сонечка в свои 4 года была очень послушной девочкой, но вот только спать вовремя ложиться не хотела. Тогда родители устроили маленький спектакль. Папа взял в руки свисток, мама — книжки со сказками и объявили Сонечке, что они уже не папа и мама, а настоящий поезд со сказками и предложили дочке стать еще одним вагончиком. Ребенок радостно согласился, и это даже стало семейным ритуалом. Ровно в 20-45 Сонечка звонила в колокольчик и к «перрону подъезжал паровозик» со сказками. Он доставлял Соню с мамой в детскую, где мама читала дочке на ночь сказки. А потом она спокойно засыпала.
… Ивану врачи назначили побольше ходить и бегать для развития суставов, но мальчик не любил ни футбол, ни другие подвижные игры. Мама придумала для него и его друзей по детской площадке игры в сказки «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.д., где главным героям нужно было много ходить и часто приходилось бегать.
Конечно, для того, чтобы играть с ребенком в такие игры, нужно самой на время разрешить себе стать ребенком.
Сказка — лучший друг
Вспомните, как мама читала вам сказки. Может быть, казалось, что вы — это и есть Золушка или Принц. Вместе с героями сказки вы учились отличать добро от зла, верность от предательства, жестокость от милосердия и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Теперь вы выросли и сами можете не только читать, но и придумать для ребенка сказку. Сказку-послание, которая воздействует на сознание и подсознание, в которой, объясняясь на языке ребенка, вы сообщите ему о необходимом изменении.
Для этого в сказке должен быть конфликт, который совпадает с проблемой ребенка, но не имеет прямого сходства, а как бы касается ее. Главным героем сказки может быть любимые литературный герой или игрушка, с ним ребенок будет ассоциировать себя. (Считается, что для детей 3-4 лет главным героем могут быть зверюшки, герои сказок, игрушки, для детей 4-6 лет — добрые волшебницы, принцессы и принцы; с 6 лет герои могут быть похожи на самих детей. Их уже лучше отправлять в космические и морские путешествия и рассказывать им истории в стиле фэнтези).
Сказка должна предлагать ребенку новый опыт выхода из его проблем. В конце сказки, герои должны извлечь опыт из своих приключений. Хорошо, когда в сказке есть герой, обладающий мудростью, так сказать, эксперт. Для каждого ребенка он будет своим. Для кого-то Сова из сказки про Вини-Пуза, для кого-то черепаха Тортилла. Это все помогает ребенку проидентифицировать себя с главным героем и увидеть новое решение.